Собеседование при приеме на работу: какие бывают и как к ним подготовиться

Цель интервью — договориться о сотрудничестве вас как работника и компании как работодателя. Предмет разговора — выявление компетенций, необходимых для выполнения задач. Поэтому задача соискателя — максимально продемонстрировать знания, умения и навыки, которые требуются конкретному работодателю. Рассказываем правила собеседования при приеме на работу, чего ждать от интервью и как к нему подготовиться.

Перед интервью важно изучить информацию о компании и предлагаемой должности, понять портрет идеального кандидата и подготовить примеры, иллюстрирующие те или иные компетенции, чтобы максимально подходить под этот портрет.

Например, вы претендуете на позицию помощника руководителя и хотите продемонстрировать умение работать в режиме многозадачности. Расскажите, как в течение стандартного рабочего дня вы решали разные задачи, на основе каких вводных расставляли приоритеты, что помогало укладываться в установленные сроки. Два других распространенных требования — хорошие навыки коммуникации и умение решать конфликтные ситуации. Чтобы проиллюстрировать их, приведите конкретный пример разговора с эмоциональным клиентом: вспомните, как реагировали, как снижали напряжённость, что предложили для разрешения конфликта.

Аналогично подготовьте два-три примера по каждой компетенции. А затем на собеседовании вам останется лишь вовремя вынуть нужный пример из памяти.

Что нужно знать о собеседовании при приеме на работу

Обычно на интервью проводится комплексная оценка кандидата (поведение, речь, внешний вид, компетенции, энергия). Средняя продолжительность интервью — от 30 до 60 минут. По формату оно бывает очным или онлайн.

Будьте готовы к тому, что на интервью могут предложить дополнительные испытания, чтобы лучше понять ваши хард- и софт-навыки. Это могут быть:

Собеседование при приеме на работу: какие бывают и как к ним подготовитьсяСовет.
При подготовке к собеседованию поищите в интернете и в группах социальных сетей примеры вопросов, которые задают в конкретной компании.
.

Групповые методы отбора

Иногда работодатели используют групповые методы отбора: групповое интервью и ассессмент-центр.

Групповое интервью проводится одновременно для нескольких кандидатов, участвующих в конкурсе на одну позицию. Обычно его используют для массового подбора персонала на такие вакансии, как оператор колл-центра или менеджер по продажам. На групповом интервью важно показать развитые навыки самопрезентации, уверенность, лидерские качества. В ходе него рекрутер обязательно отметит тех, кто первым отвечает на вопрос, обратит внимание на чёткую структурированную речь кандидата, мотивацию и энергию, взаимодействие с другими участниками.

Собеседование при приеме на работу: какие бывают и как к ним подготовитьсяСовет.
При подготовке к групповому интервью проведите репетицию. Попросите о помощи друзей или родственников: пускай одни задают вам вопросы и записывают ответы на видео, а другие подыгрывают, будто участвуют в собеседовании вместе с вами. В результате вы настроитесь психологически, потренируете навыки самопрезентации и умение работать в группе.
.

Ассессмент — это методика комплексной оценки кандидатов на позиции топ-менеджеров и высококвалифицированных специалистов. Претендентов тестируют в специализированных центрах или в самой компании. Технология позволяет не только оценить компетенции потенциальных сотрудников, но и дать рекомендации по их развитию. В рамках ассессмент-центра участникам предлагают разные задания: групповая дискуссия (совместное решение вопроса в команде), ролевая игра (разговор с подчинённым), упражнение на сбор информации или аналитическое упражнение (выбор одного из двух вариантов на основе всестороннего анализа ситуации).

Ассессмент считается одним из самых надёжных способов отбора, поэтому подготовиться к нему очень сложно. Компетенции либо развиты, либо нет — третьего не дано. Поэтому здесь важен опыт прохождения таких заданий, когда кандидат знает, чего примерно ожидать.

Телефонное интервью

Ещё один вид интервью — это интервью по телефону. Именно оно, как правило, становится первым этапом пути трудоустройства.

Если телефонный звонок застал вас врасплох в магазине, на улице, во время совещания, вежливо объясните, что в данный момент не можете говорить, и предложите созвониться в другое конкретное время. Если вам удобно разговаривать, будьте готовы, что вам зададут несколько вопросов для оценки интереса к вакансии, зарплатных ожиданий, коммуникативных навыков и критически важных компетенций.

Чтобы быть готовым к такому интервью и не оказаться застигнутым врасплох, распечатайте или скопируйте себе на телефон описания всех вакансий, на которые вы откликались. Тогда в момент звонка вы сможете оперативно найти эту информацию и ещё раз прочесть, какие требования к соискателю выдвигает компания и какие обязанности предполагает должность. Во время разговора обязательно задайте вопросы о вакансии, на которые особенно хотели бы получить ответы, чтобы оценить свой интерес к продолжению отношений с потенциальным работодателем.

Помните, что подготовка — один из факторов успеха. Удачи вам в поиске работы!

Присоединяйтесь в Instagram

Следите за нашими новостями в социальных сетях