Статьи

Кем стать в digital-маркетинге: истории ребят о профессии

Заметили, как диджитализация внедряется в нашу жизнь, касаясь буквально каждой профессии? Реальность такова, что процесс оцифровки коснулся всех сфер бизнеса: от того, как вы получаете и удерживаете новых клиентов, до того, как представляете и управляете репутацией компании на просторах интернета. Особенно если мы говорим про cферу IT, которая с каждым годом привлекает все больше энтузиастов.

На днях мы поздравляли маркетологов с их профессиональным праздником и решили разведать у ребят из Oxagile то, что обычно остается "за кадром": все тонкости digital-маркетинга. Кто знает, может эти реальные истории ребят помогут кому-то найти себя в мире IT-маркетинга и наконец выбрать в море курсов и лекций то самое верное направление. Ведь спрос на хороших специалистов растет, а искусственный интеллект и нейросети не планируют пока отбирать у человечества эту важную профессию.

Как устроен отдел маркетинга в IT-компании

Об этом спросили у Head of Digital Marketing, Артема Пашкевича:

Кем стать в digital-маркетинге: истории ребят о профессии

Маркетинг состоит из 2-х основных уровней:

  • Стратегический, это топ-менеджмент компании, который участвует в разработке мисии, видения и маркетинговой стратегии;
  • Оперативный, который занимается имплементацией этой стратегии.

Исторически маркетинг в нашей компании состоит из отделов Direct и Digital. Первый отвечает за создание потока заказов (лидогенерацию) с помощью внешних-активностей, а второй за проработку и создание контента и внутреннюю лидогенерацию. Расскажу про каждый из них немного подробнее.

Что касается Direct marketing – это идейный наследник существовавшего раньше отдела Телемаркетинга. При этом концепции и процессы выведены на высокий уровень, что позволяет генерировать более ценные лиды и в целом действовать эффективнее. Кроме Direct marketing-активностей, которые занимаются поиском и профилированием потенциальных клиентов, а также внешних лидогенерацией, в этом году мы углубились в один из сегментов и взялись за перспективное направление Marketing automation. Для этого выделили отдельно команду Acquisition/Scaling. Их основная задача - создание и автоматизированная проработка базы потенциальных клиентов по нашим ключевым доменам.

Digital marketing состоит из Content team и Acquisition Team. Первая отвечает за «прокапывание» рынка, конкурентов, погружение в «сабджект мэттер», аккумулирование этого знания и трансформацию его в маркетинговые артефакты: позиционирование, месседжинг, различные материалы. В работе с контентом участвуют копирайтеры, дизайнеры, контент-менеджер. Вторая команда – Acquisition team – тоже участвует в исследовании рынка, ищет каналы продвижения и занимается созданием потока входящих запросов от потенциальных клиентов.

Отдельно можно упомянуть менеджерскую часть, поскольку количество и разнообразие проектов внутри самого маркетинга иногда зашкаливает: это и ассет менеджмент, и продуктовый маркетинг и аналитика. Благодаря T-shaped специалистам, работающих в Business Development Department (название нашего департамента в Oxagile) мы научились формировать специализированные и эффективные кросс-департмент команды, реализующие наш принцип “Collaboration power”.

Чем занимается Acquisition менеджер

Рассказывает Head of Acquisition, Татьяна Кривицкая:

Кем стать в digital-маркетинге: истории ребят о профессии

Я работаю маркетологом уже 10 лет. В тот момент, когда я заканчивала университет, IT в Беларуси начинало активно развиваться, как и digital marketing. Кроме инженерных специальностей был достаточно высокий спрос на тестировщиков, проектных менеджеров, маркетологов и сейлов. По многим таким профессиям обучения как такового в наших ВУЗах не было. Были курсы и лабы от крупных компаний вроде EPAM и Itransition. А для многих специалистов с гуманитарными знаниями основным критерием отбора на тот момент было знание английского. Так я, выпускница Минского государственного лингвистического университета, и попала в ИТ. Вначале в качестве SEO-копирайтера, а потом, по мере расширения навыков, – digital маркетолога. Училась всему на месте по мере решения прикладных задач. В принципе уже на тот момент в англоязычном интернет-сегменте было достаточно много полезного материала. В этом недостатка не было.

Сейчас я занимаю позицию Head of Acquisition. Моя основная задача - поиск digital-каналов для привлечения клиентов. Главный инструмент для нас, digital-маркетологов, – это сайт, а основные способы решения нашей сверхзадачи – это SEO и платная реклама в сети. В общем, основная цель познакомить тех, кто ищет помощь в реализации своих диджитал-решений, с теми, кто может сделать это хорошо (т.е. с нами 😊 ).

Благодаря работе маркетинга у компании появляются новые интересные проекты. Digital же, в частности, помогает лучше понимать и максимально точно таргетировать нашего идеального клиента, а значит максимально оптимизировать наши усилия в маркетинге в целом.

Работа в маркетинге достаточно интересна тем, что она с одной стороны креативная и, как ни крути, предполагает активную работу с контентом, но с другой стороны здесь очень много анализа. Сейчас есть куча инструментов, которые позволяют замерять очень много разных параметров, включая пользовательское поведение и принимать решения, основываясь на точных данных. И вот эта роль Шерлока для меня – самая любимая часть работы.

Что делает SEO-специалист

Рассказывает Senior SEO-специалист, Александр Володин:

Кем стать в digital-маркетинге: истории ребят о профессии

В профессии я уже более 10 лет, но изначально это было моим хобби. Интерес к SEO у меня появился еще в 2009 году, когда мы с товарищем работали над собственным проектом и нам нужна была своя аудитория. В то время SEO только зарождалось на рынке нашей страны и такого количества курсов, как сейчас, не было, поэтому всю информацию приходилось брать из интернета на различных специализированных форумах и сайтах. Далее мне довелось поработать в одной компании на позиции Project Manager. Это был весьма интересный и полезный опыт, т.к. работа над проектом велась в комплексе от разработки до вывода на рынок. В последней его части как раз нужно было подключать знания в области SEO и digital-маркетинге в целом, поэтому я прошел несколько курсов по интернет-маркетингу и поисковой оптимизации в одном из digital-агентств страны, посетил различные семинары и конференции, и даже успел получить второе высшее образование по специальности “Маркетинг”.

С развитием IT-рынка в стране я обратил внимание, что многие компании ориентируются на экспорт услуг в западные страны (США, Европа и т.д.), рос и спрос на специалистов, которые будут продвигать бизнес на эти рынки. Опыта продвижения на Запад у меня не было, но тема очень сильно заинтересовала. Тут мне помогли различные зарубежные сайты, тематические форумы и сообщества. В итоге, я остановился на профессии Digital marketing specialist c большим уклоном на SEO, т.к. эта сфера подразумевала решение определенных технических и маркетинговых задач, что, в целом, мне и нравилось делать. Так, с 2016 года, я и работаю в этом направлении.

Моя деятельность в компании сосредоточена на корпоративном сайте. Основная цель, которая стоит передо мной, - лидогенерация посредством привлечения органического целевого трафика из поисковых систем на сайт компании. В мои обязанности входит подбор и анализ ключевых слов и их кластеризация, анализ конкурентов в поисковой выдаче, разработка и внедрение стратегии продвижения, технический аудит сайта и составление рекомендаций, работа с контентом и системами аналитики, отчетность и многое другое. В моей работе важно держать руку на пульсе, поскольку конкуренты не дремлют, а поисковые алгоритмы совершенствуются, поэтому постоянно нужно мониторить все изменения и оперативно корректировать стратегию.

Верю в то, что моя деятельность приносит пользу не только отделу маркетинга, но и компании в целом, т.к. я являюсь одним из тех специалистов, которые представляют нашу компанию на просторах интернета и привлекают потенциальных клиентов. Мне нравится работать в команде профессионалов, нравится достигать определенных результатов, поскольку моя работа ведется в длительном промежутке времени и сопряжена с некоторыми рисками, к примеру, это может быть изменение алгоритмов поисковых систем, недобросовестные действия конкурентов или изменение конъюнктуры рынка. Различные челленджи, которые ставятся передо мной, позволяют мне развиваться и двигаться вперед.

О роли IT-копирайтера

Рассказывает Senior Content Writer, Яна Елина:

Кем стать в digital-маркетинге: истории ребят о профессии

На должность IT-копирайтера не обучают в университетах. И толковых курсов по написанию маркетинговых материалов именно на английском языке я не встречала. Поэтому в данной сфере важна наработка опыта и самообучение. Важно знание английского языка на высоком уровне, поэтому большинство копирайтеров — выходцы иняза, как и я. Первый опыт IT-копирайтинга я получила в одной из ИТ-компаний, окунувшись в практику как с лингвистической, так и с технической точки зрения. Чем лучше понимаешь технические компетенции компании в создании продуктов, а также сейловые принципы работы с закрыванием потребностей клиентов, тем качественнее получаются материалы.

Главная обязанность копирайтера — написание маркетинговых материалов: лендингов, презентаций, кейс-стади, блог-постов, гостевых постов, whitepapers и проч. Если копирайтер не занимается непосредственно написанием, то исследует определенную тему: анализирует конкурентов, ищет информацию в авторитетных источниках, проводит технические интервью с разработчиками и проч. Также копирайтер тесно работает с контент-менеджером и дизайнером и дает инпут по оформлению готового артефакта. Еще в обязанности копирайтера входит размещение статей о сервисах компании на сторонних ресурсах: поиск площадки, общение с редакторами.

Часто труд копирайтера недооценивают. Но хорошо написанный маркетинговый материал — основа всего. Клиент узнает об услугах и об опыте компании из посадочных страниц, презентаций, whitepapers — а это все артефакты, созданные копирайтером. Также копирайтер помогает SEO-отделу с мета-описаниями и PPC объявлениями, т.е. непосредственно участвует в конверсии. В работе мне нравится разнообразие артефактов, возможность реализации креативных идей и лингвистические челленджи.

Кто такой PPС-специалист

Рассказывает Senior PPC-специалист, Алина Сташук:

Кем стать в digital-маркетинге: истории ребят о профессии

В профессию попала, можно сказать, случайно. В 2017 году после третьего курса университета начала задумываться о предстоящем распределении, поэтому начала искать стажировки, чтобы получить практический опыт и впоследствии работу. Так и попала на стажировку в компанию, где впервые услышала о PPC. Ребята обучили меня всему и доверили вести первый проект. Работа мне настолько понравилась, что вот уже 3 года я PPC-специалист, чему очень рада.

Мои основные обязанности – это управление рекламными кампаниями, распределение рекламного бюджета, работа с семантикой и анализ результатов. С помощью платной рекламы мы привлекаем потенциальных клиентов на наш сайт, также влияем на узнаваемость бренда, когда юзер видит наше рекламное объявление в выдаче поисковика.

В моей деятельности мне нравится возможность постоянно расти и учиться чему-то новому, работать с цифрами, а потому видеть результат своей работы.

Делаем выводы

Важное для тех, кто хочет построить карьеру маркетолога в IT компании:

  1. Развивайся! Даже без профильного образования ты сможешь стать отличным специалистом при наличии интереса и желания совершенствоваться.
  2. Английский язык - мастхэв! В digital-сфере – это обязательный базовый скилл. Если вы не владеете английским, ваш профессиональный рост и кругозор сильно ограничены.
  3. Выбирай то, что действительно по душе! Ведь сфера digital очень разнообразна.
Вакансии дня